Циркуляционные насосы с мокрым ротором
Циркуляционные насосы одни из самых важных устройств в системах горячего водоснабжения, отопления, в системах "тёплый пол". Их монтаж существенно повышает уровень теплоотдачи, и уменьшает диаметр применяемых труб. За счёт этого понижается объём требуемого теплоносителя и потребляется меньше энергоносителя, а значит траты на расходные материалы также становятся ниже.
Циркуляционные насосы с "мокрым ротором" функционируют непрерывно в течение всего сезона отопления, и они должны соответствовать требованиям:
- бесшумность функционирования;
- малый уровень потребляемой электроэнергии;
- простота в монтаже и дальнейшей эксплуатации;
- надёжность узлов и долговечность агрегата в целом.
Устройство насосов
В данном классе насосов электродвигатель оснащается водяным охлаждением, откуда и пошло их название. Жидкость, которую перекачивает аппарат, выступает также в роли смазки для внутренних деталей.
На данный момент насосное оборудование выпускает масса производителей. Все они различаются габаритами и формой, но по принципиальному устройству крайне схожи.
Корпус аппаратов с "мокрым ротором" производится из чугуна или из стали. Электрический двигатель оснащается валом, на котором закрепляется рабочее колесо закрытого типа, изготовленное из термостойкого композита. Само колесо представлено в форме двух дисков, размещённых параллельно и соединённых между собой посредством радиально загнутых лопаток. Один из дисков оснащается специальным отверстием, при помощи которого рабочая жидкость входит внутрь насоса.
В корпусе аппарата возле колеса, по его периферии, имеется специальное отверстие спиралевидного типа. Кинетическая энергия водного потока преобразовывается в статическое давление, а собранная жидкость отводится в необходимом направлении, также передняя часть корпуса насоса оборудуется пробкой резьбового типа, через которую удаляется воздух.
Вал ротора охлаждается при помощи перекачиваемой жидкости. Именно на нём закрепляется рабочее колесо. Статор электрического двигателя герметично отделяется от ротора посредством специального разделительного стакана, изготовленного из ферритной нержавейки либо из углеволокна. Толщина его стенок колеблется в пределах 0,1-0,3 мм, что зависит от модели устройства. Сам ротор крепится на торцевых скользящих подшипниках, произведённых из графита или керамики. Они также охлаждаются при помощи перекачиваемой жидкости.
Особенности эксплуатации и уход
Насосы с "мокрым ротором" надёжны, эффективны, долговечны при соблюдении всех эксплуатационных рекомендаций. Имеется у этих аппаратов и существенный минус – их КПД не превышает показатель в 50%, при том как оборудование с ротором сухого типа демонстрирует КПД в пределах 80-90%. Именно по этой причине "мокрые" насосы чаще всего применяются в небольших отопительных системах и при обустройстве индивидуального водоснабжения.
Со временем в теплоносителе может осаждаться накипь, которая наслаивается на стенки стакана, вследствие чего ротор в нём может просто заклинить.
Для минимизации накипи в отопительных системах нужно:
- Делать промывку отопительной системы перед непосредственным вводом в эксплуатацию. Немало накипи формируется в отопительных системах с естественной циркуляцией теплового носителя, потому как в расширительные бачки нередко приходится добавлять воду, зачастую неподготовленную. После монтажа в подобную систему насосного оборудования и некачественной промывки вся накипь, собирающаяся годами в трубах, крайне быстро достигает внутренностей насоса, ускоряя износ его деталей.
- По завершении отопительного сезона не сливать теплоноситель из системы.
- Заливать в систему специальную умягчённую воду.
- Установить в отопительную систему отделитель шлама.
- По завершении отопительного сезона нужно раз в 30-40 дней включать насосное оборудование на 2-3 минуты. Даже периодическая его работа не позволит ротору заклинить внутри стакана.